"Нобелевская премия". Награждение ученого или научной группы Нобелевской премией свидетельствует о ценности их исследований для современного человечества. Какие современные исследования в области фундаментальной и прикладной химии, на ваш взгляд, наиболее жизненно важны для нашей цивилизации и могли бы претендовать на награждение Нобелевской премией?
"Тяжелый электрон". Как изменятся свойства и строение химических элементов и веществ, если масса электрона будет равна одной десятой массы протона?
"Носитель". Создание носителей информации, в которых один бит хранит одна молекула, является актуальной проблемой. Разработаны прототипы, в которых переключение состояния ячеек осуществляется химически или электрохимически. Предложите действующий макромакет, пригодный для демонстрации данного принципа на уроках химии.
"Энергия". Рассмотрите ключевые аспекты преобразования энергии химических процессов в полезную энергию и работу, а также проблемы, стоящие сегодня перед наукой в этом направлении. Предложите ваш способ преобразования энергии химических превращений с максимальным КПД.
"Мутант". Существуют вещества амфотерные, способные проявлять свойства кислот и оснований. Существуют индикаторы, способные изменять свою окраску. А могут ли существовать вещества, способные под влиянием определенных факторов обратимо изменять свой запах?
"Вода". Предположите, как изменятся свойства воды и растворов, если в молекуле воды одна из связей О-Н будет ионной. Как это будет влиять на протекание химических реакций в водных растворах?
"Геометрия". Наиболее распространённой "геометрической фигурой" в современной органической химии, по ряду причин, является шестиугольник. Каким принципам должно отвечать строение электронной оболочки атомов, чтобы наиболее часто встречающимися (устойчивыми) были бы треугольники или квадраты? Как при этом изменится структура Периодической системы? Какими будут наиболее характерные свойства основных классов органических веществ?
"Циклы Вернадского". Как известно, круговорот только одного вещества может происходить без участия живых организмов - круговорот воды, хотя и в нем живые организмы играют ведущую роль. Все остальные циклы обусловлены, в первую очередь, деятельностью бактерий. Так, в круговороте кислорода бактерии выполняют более 90% работы. Главным же биогеохимическим циклом является цикл углерода. Опишите механизмы этого цикла (начало, развитие, необходимый выход) и рассчитайте количественные соотношения цикла углерода с ближайшими сопутствующими циклами азота, кислорода, серы и фосфора.
"Вездесущая вода". Часто в химической лаборатории необходимы безводные или "абсолютные" растворители, которые химики готовят сами. Существующие методы определения содержания воды, например метод Фишера, не всегда удобны. Предложите экспресс-тесты для определения примесей воды в наиболее широко используемых растворителях в зависимости от предъявляемых требований к их чистоте.
"Удельное вращение". Существуют вещества, в основном природного происхождения, удельное вращение растворов которых превышает 360 градусов. Но они, как правило, содержат несколько хиральных центров. Каким максимальным удельным вращением может обладать вещество, если в его молекуле имеется только один элемент хиральности?
"ЯМР-частокол". Предложите формулу и схему синтеза органического соединения, 1Н-ЯМР спектр которого состоит из 5 сигналов одинаковой интенсивности, расстояния между которыми одинаковы и составляют 2 м. д.
"Индикатор". Исходя из общих положений физической органической химии, рассчитайте константу протонирования предложенного соединения. Каким образом можно модифицировать структуру этого соединения с целью получения на его основе водорастворимого кислотно-основного индикатора для нейтральной области рН?
"Вольтметр". Предложите принципиальную конструкцию вольтметра, пригодного для непрерывного использования, схема действия которого основана на обратимых химических процессах.
"Идентификация". Сравните методы установления строения органических соединений, известные на данный момент и в XIX веке. Опишите возможные варианты исследования структуры предложенного соединения с точки зрения этих двух подходов. Обсудите ограниченность использования каждого из предложенных вами методов.
"ТСХ". Часто при проведении хроматографического анализа в неоптимальных условиях вещество реагирует с сорбентом и/или с элюентом. Предложите методику кинетического исследования реакции, протекающей в процессе хроматографирования, основанную на химических превращениях изучаемого вещества.
Задачи финального боя XV Всеукраинского турнира юных химиков
"Консервант". Количество используемых пищевых добавок превышает уже тысячу веществ. Предложите доступные для демонстрации в школе методы определения консервантов, которые используются в пищевой промышленности.
"Измерительный прибор". Методы получения количественных данных в современной химии являются очень разнообразными и, иногда, даже парадоксальными. Предложите методику измерения жесткости воды с помощью обычной линейки.
"У страха глаза велики". В разные времена выдвигалось много версий гибели человеческой цивилизации. В частности, "человечество должно погибнуть" от истощения минеральных ресурсов, в том числе запасов пресной воды. Обсудите возможные способы преодоления этой проблемы с химической точки зрения.
"Бог химии". Волею судеб вы оказались на острове в плену аборигенов. Вы представились им богом химии. Чтобы не быть съеденным, предложите способ повергнуть аборигенов в благоговейный трепет с использованием местных ресурсов. Предполагается, что огонь несчастным уже известен.
"Полицикличность". Предложите формулу соединения, имеющего максимальное соотношение "число циклов/число каркасных атомов", схему его синтеза и опишите его свойства.
"Белая люминесценция". Предложите схему синтеза индивидуального вещества, способного люминесцировать белым светом.
ЗЫ: полная версия заданий находиться здесь: http://www-chemistry.univer.kharkov.ua/ … 2007_r.htm
Отредактировано Pharmacist (2007-11-04 14:03:58)