Задачи XIII Всеукраинского турнира юных химиков
"Изомеры". Предложите наглядный алгоритм, который можно использовать на уроках в школе, для оценки числа изомерных ацикличных углеводородов.
"Обед". Каждый из нас проводит множество химических превращений при изготовлении пищи. Опишите основные физико-химические процессы, происходящие при изготовлении различных блюд.
"Царственный пурпур". Предложите методику производства синтетических красителей для тканей, используя сырье и технологические приемы, известные в эпоху Юлия Цезаря.
"CETI". Предложите способ для наиболее емкого описания экосистемы нашей планеты и уровня технического развития нашей цивилизации языком химии для общения с представителями иных цивилизаций.
"Диоксины". Химия диоксинов является одним из наиболее актуальных направлений экоаналитической химии. Обсудите зависимость токсических свойств диоксинов от структуры молекул, пути их проникновения и способы аккумуляции в природных объектах. Опишите их возможный круговорот и способы обнаружения.
"Медь". Одной из проблем медноаммиачного производства шелка является утилизация сточных вод. Предложите метод расчета растворимости ионов меди в воде в присутствии щелочей и аммиака.
"Неуглеродная органика". Как изменятся свойства основных классов органических соединений, если вместо атомов Углерода будут атомы Кремния?
"Необычный кислород". Докажите или опровергните возможность существования молекулы, состоящей из восьми атомов Кислорода, аналогичной молекуле S8.
"Квадратная кислота". В литературе описано соединение 1,2-дигидроксициклобутендион, которое называют квадратной кислотой. Это соединение проявляет свойства кислот, а также замечательно тем, что содержит гидроксигруппы у двойной связи. Обсудите возможность существования трех-, пяти- и шестиугольных кислот и предложите методы их синтеза. Какой максимальный размер может иметь циклическая часть молекулы?
"Алкагест". Наряду с "философским камнем" древние алхимики пытались изготовить алкагест - универсальный растворитель. Возможно ли существование вещества, которое могло бы растворять абсолютно все соединений? Какими особенностями должна обладать молекула такого вещества?
"Химический компас". Обсудите возможность управления скоростью или направлением химических реакций с помощью магнитного поля.
"Chemical cooler". Предложите состав, способный на время защитить от перегрева процессор компьютера в случае отказа системы охлаждения, поглощая выделяющуюся теплоту за счёт химических реакций.
"Хронометр". Предложите конструкцию химического секундомера непрерывного действия, который дает сигнал через определенные заданные промежутки времени.
"Цвет". Строение молекул веществ во многом определяет их окраску. На основании современных теорий цветности предположите окраску предложенного соединения. Какое влияние на его цвет будет оказывать растворитель, наличие разного рода заместителей и координация ионов металлов?
Задачи XIII Всеукраинского турнира юных химиков
"Изомеры". Предложите наглядный алгоритм, который можно использовать на уроках в школе, для оценки числа изомерных ацикличных углеводородов.
"Обед". Каждый из нас проводит множество химических превращений при изготовлении пищи. Опишите основные физико-химические процессы, происходящие при изготовлении различных блюд.
"Царственный пурпур". Предложите методику производства синтетических красителей для тканей, используя сырье и технологические приемы, известные в эпоху Юлия Цезаря.
"CETI". Предложите способ для наиболее емкого описания экосистемы нашей планеты и уровня технического развития нашей цивилизации языком химии для общения с представителями иных цивилизаций.
"Диоксины". Химия диоксинов является одним из наиболее актуальных направлений экоаналитической химии. Обсудите зависимость токсических свойств диоксинов от структуры молекул, пути их проникновения и способы аккумуляции в природных объектах. Опишите их возможный круговорот и способы обнаружения.
"Медь". Одной из проблем медноаммиачного производства шелка является утилизация сточных вод. Предложите метод расчета растворимости ионов меди в воде в присутствии щелочей и аммиака.
"Неуглеродная органика". Как изменятся свойства основных классов органических соединений, если вместо атомов Углерода будут атомы Кремния?
"Необычный кислород". Докажите или опровергните возможность существования молекулы, состоящей из восьми атомов Кислорода, аналогичной молекуле S8.
"Квадратная кислота". В литературе описано соединение 1,2-дигидроксициклобутендион, которое называют квадратной кислотой. Это соединение проявляет свойства кислот, а также замечательно тем, что содержит гидроксигруппы у двойной связи. Обсудите возможность существования трех-, пяти- и шестиугольных кислот и предложите методы их синтеза. Какой максимальный размер может иметь циклическая часть молекулы?
"Алкагест". Наряду с "философским камнем" древние алхимики пытались изготовить алкагест - универсальный растворитель. Возможно ли существование вещества, которое могло бы растворять абсолютно все соединений? Какими особенностями должна обладать молекула такого вещества?
"Химический компас". Обсудите возможность управления скоростью или направлением химических реакций с помощью магнитного поля.
"Chemical cooler". Предложите состав, способный на время защитить от перегрева процессор компьютера в случае отказа системы охлаждения, поглощая выделяющуюся теплоту за счёт химических реакций.
"Хронометр". Предложите конструкцию химического секундомера непрерывного действия, который дает сигнал через определенные заданные промежутки времени.
"Цвет". Строение молекул веществ во многом определяет их окраску. На основании современных теорий цветности предположите окраску предложенного соединения. Какое влияние на его цвет будет оказывать растворитель, наличие разного рода заместителей и координация ионов металлов?
"Гормоны". Тестостерон, инсулин, адреналин и вазопрессин - вещества различной химической природы, объединенные в одну группу гормонов - веществ, действующих дистантно и в очень малых концентрациях. Какие общие особенности их строения и химических свойств позволяют им выполнять гормональную функцию.